Чидаоба, хапсагай, трыньтэ, кох, кураш, гюлеш… Это вовсе не сказочное заклинание. Так в разных республиках называются национальные виды борьбы. В них каждый народ на протяжении веков отражал свои самобытные обычаи, традиции, особенности культуры. Правила в этих видах борьбы различны, но цель одна – изменить положение партнера по отношению к площади опоры (заставить его коснуться земли коленом, плечом, рукой и, коенчно же, спиной). Из поколения в поколение передаются секреты единоборств, а многие приемы давно используются и в классической и в вольной борьбе, дзюдо и самбо.
Так, например, олимпийский чемпион по дзюдо Шота Чочишвили считает, что «борец, хорошо владеющий грузинской борьбой Чидаоба, уже на девяносто процентов дзюдоист». Сам он во время схватки использовал оригинальную подсечку, которую позаимствовал из Чидаоба . Эта борьба, ведется под национальную музыку.
А вот в тувинской борьбе хуреш все участники перед началом поединков исполняют ритуальный танец орла, с прыжками, имитацией полета, воинственными песнопениями. В ней разрешаются захваты за любую часть тела.
В отличие от хуреша в узбекской борьбе кураш разрешается только держать друг друга за пояс и пытаться оторвать соперника от земли, причем свободной может быть только одна рука.
В татаро-башкирское борьбе кураш вместо пояса часто используется обычное полотенце: борец захватывает его за концы, а середину накладывает на спину противника.