Показать гармонию человеческого духа и тела – стремились древние поэты и скульпторы. Чудесны и совершенны по форме знаменитый “Дискобол”, скульптура Мирона, “Зевс” Фидия, “Юноша из Марафона” и “Афродита Книдская” Праксителя и многие другие. Герои бессмертных поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея” наделены сверхчеловеческой силой, поражают своей смелостью,ловкостью, прозорливостью. Среди них можно встретить и быстроногого Ахиллеса, и искусного в борьбе Менесфея, и знаменитого копьеметателя Идоменея, и превосходного стрелка Филоктета. Но Гомер описывал превосходство в силе и ловкости не только в военных сражениях, но и в мирных играх-состязаниях.
Вот как описывает он в “Илиаде” борьбу двух могучих героев – Аякса и хитроумного Одиссея, который…
Пяткой ударил его под коленку и члены расслабил, Навзничь Аякс повалился, на грудь Одиссей ему следом Также упал. С удивленьем народ наблюдал и дивился, после пытался Аякса поднять Одиссей многостойкий, Но лишь немного с земли его сдвинул,однако не поднял, Дал Аяксу подножку,и на землю рухнули оба….
Как видите, приемы которые применял Одиссей, были более гибкими и разнообразными. Поединок этот закончился миром,и победа была присуждена обоим. Чем закончились другие состязания,вы можете узнать,прочитав эту поэму. Любопытно,что награждать участников состязаний, стимулировать их бой начали именно в это время.
Одиссей свалил Аякса подножкой, элементом современной вольной борьбы. Атлеты боролись только стоя. Вес соперников не учитывался. Под несмолкаемый рев трибун очередная пара борцов выходила на площадку. Пыхтя от напряжения, они старались поймать друг друга за руку,а чаще за ногу, зажать сопернику голову, хитро извернувшись,вскочить ему на плечи или перебросить его через бедро, через себя. Побеждал тот, кому трижды удавалось повергнуть соперника наземь, заставить его коснуться земли спиной, бедром или плечом.
стрелка Филоктета